МБОУ "Новенская СОШ"
с. Новенькое Ивнянского района Белгородской области
  • Уважаемые родители!

    Особенностями юношеского возраста являются: появление представления о себе как о взрослом, сформированность моральных суждений, самооценки и оценки своих способностей и поступков, профессиональное самоопределение и, как следствие, познавательный интерес, самоорганизация в учении. Это ребята, которые относятся к взрослому как к наставнику, они прислушиваются к его мнению, общаются на равных, не приемлют по отношению к себе опеки и авторитаризма. На мой взгляд, таких старшеклассников  достаточно много.
    Вот портрет другого старшеклассника: он плохо владеет своими эмоциями, в его отношении к себе наблюдаются колебания от приступов самокритичности до неадекватной самоуверенности, для него общение со сверстниками важнее обучения, он сопротивляется воспитательному воздействию взрослых. Это — портрет подросткового возраста и некоторой  части старшеклассников. Следовательно, они ведут себя как подростки и, значит, не стоит ждать от них самостоятельности, а необходимо ее воспитывать.
    Уважаемые родители, чтобы понять, в какой возрастной категории находится Ваш ребенок, задайте ему один вопрос: «Ты пошел в 10-й класс. Почему?»
    Варианты ответов

    1. Мне нравится учиться, я узнаю много нового.
    2. Я согласился с доводами родителей, одноклассников, друзей и т.д.
    3. Работа, которую я выбрал, требует высшего образования.
    4. Не хотел расставаться с одноклассниками, друзьями.

    Нужно выбрать только один ответ. Если это 1-й или 3-й вариант, то Ваш ребенок, скорей всего, психологически уже старшеклассник, и требуйте от него проявления самостоятельности, так как она должна быть у него сформирована. Не бойтесь поручать ребенку ответственные дела, не проверяйте каждый шаг, пусть отчитывается только за окончательный результат дела. Уважайте его мнение и прислушивайтесь к его советам.
    Если Ваш ребенок выбрал 2-й или 4-й ответ — это скорей всего, показатель несамостоятельности выбора как особенности подросткового возраста. В данной ситуации родителю необходимо целенаправленно формировать самостоятельность в действиях ребенка, учитывая психологию подросткового возраста.
    Задача родителя — помочь подростку понять себя, свои особенности, осознать свои мечты и желания, а в дальнейшем и воплотить их в жизнь. Такой взрослый станет настоящим другом, наставником, от которого подросток не отвернется, а будет постоянно советоваться в принятии решений.
    Советы  родителям, чьи дети биологически уже старшеклассники, а психологически еще подростки:
     

    Совет первый
    Перестаньте все время говорить, послушайте своего ребенка. Вы точно знаете, что правильно, а что ошибочно, и уверены, будто Ваш ребенок должен думать точно так же и для его же пользы? Поверьте, пока Вы с уважением не отнесетесь к мыслям, суждениям, позиции своего ребенка, он не воспримет ваших советов. Если в Вашу совместную с ребенком жизнь войдет привычка беседовать, интересоваться делами друг друга, рассматривать разные точки зрения, высказываться по очереди, пытаться найти позитивное зерно в словах собеседника — будет больше уважения и к взрослому опыту жизни.  Можно в беседе за ужином обменяться своими планами, трудностями и опасениями, попросить поддержки у ребенка и дать ему совет.
     

    Совет второй
    Для тех родителей, чьи дети «ничего не хотят». Часто встречающаяся ситуация, когда в школу ходит с надрывом, увлекается только компьютером, про будущее не желает думать. Поговорив с такими детьми, начинаешь думать: «он ничего не сможет», «у него ничего хорошо не получается», «он ничего не успевает». Психологический прием в таких случаях: сказать себе «стоп!». А затем проанализировать те дела, которые Вашему ребенку все-таки удаются, и помочь ему разобраться со своей самооценкой. Найдите в своем ребенке не менее десяти положительных качеств или дел, которые у него получаются хорошо. Затем ежедневно, мимоходом, в беседе упоминайте об этих качествах при ребенке. Скажите ему самому или выскажитесь об этом при других людях в его присутствии. Говорите о нем с теплом и эмоциональной доброжелательностью, и вы заметите, что у него появится желание быть и дальше успешным в этих областях.
     

    Совет третий
    Поговорим об ошибках, потому что «правильное» отношение к ошибкам пока очень сложно входит в культуру. До сих пор ошибка воспринимается как неудача. Но уже хорошо, что многие понимают — на чужих ошибках не научишься. Вот  пример. Когда что-то сразу получается, человек потом редко может вспомнить, а как он это делал, память это не всегда удерживает. А вот если сначала получалось плохо, а потом он что-то исправил и сделал хорошо, этот случай долго помнится. Человек становится как бы специалистом, может даже рассказать другим, как справляться с такими трудностями. Ошибка с последующей работой над ошибкой приведет к хорошему результату. Поэтому не спешите резко критиковать ребенка за «неправильные» мысли или поступки. Убедите его, а в первую очередь самих себя, что он может исправиться, разберите с ним возможные варианты действий по исправлению ошибок, дайте шанс показать себя с лучшей стороны.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie